Цикл "Управдом"
Главная » Публикации » Цикл "Управдом" |
Лифт раздора
Артем Демченко
Жителям девятиэтажек 80-х годов постройки придется значительно больше платить за лифт. Или же отказаться от пользования лифтом. Пришла пора менять подъемные механизмы в домах, построенных 25-30 лет назад. До сих пор эти работы проводили полностью за счет бюджетных средств. Но в следующем году число обреченных на замену лифтов резко возрастает. И часть расходов — 30% - решили переложить на владельцев квартир. Уже в ближайшее время в домах пройдут собрания. Голосование наверняка обострит взаимоотношения соседей с верхних и нижних этажей. Ведь платить за замену лифта обязаны все.
Модернизация стоит средств
В 2012-м городские власти намерены заменить сразу 533 лифта. Масла в огонь добавил новый технический регламент. Он ужесточил процедуру продления эксплуатации лифтов, отработавших свой нормативный срок — 25 лет. Если раньше, в случае удовлетворительного состояния подъемника, он мог проработать до 34 лет, то теперь после каждой сертификации закон требует выполнить мероприятия по модернизации лифта или же вывести его из эксплуатации. Поэтому чиновники решили, что лучше просто поменять все механизмы.
В 2012 году будут менять лифты, введенные в эксплуатацию в 1982-1984 годах, в 2013 – 1985-1986, в 2014-м – 1987-1988.
- Это не значит, что к 34 году эксплуатации лифт неисправен. Он может быть в прекрасном состоянии и отлично работать. Но закон требует, чтобы лифт был заменен. И его меняют, - поясняет директор ООО «Союзлифтмонтаж» Андрей Скомороха.
Надо сказать, что новый лифт стоит недешево - 600-900 тысяч рублей. И еще столько же нужно заплатить за его доставку и установку. Всего на лифты в бюджете города заложено больше полумиллиарда рублей. Но и каждая квартира, даже учитывая всего 30%-ную долю, дожна выложить за лифт почти 13000 рублей. Конечно, не сразу.
- Ежемесячная плата с учетом рассрочки на три года, по нашим подсчетам, составит примерно 5 рублей с квадратного метра в месяц, - говорит генеральный директор УК «СПАС-Дом» Владимир Булычев. - Или примерно 250 рублей ежемесячно с квартиры в течение трех лет. Не слишком смертельно.
Но недовольные, конечно, найдутся, особенно среди жителей первых этажей.
- Учитывая стоимость лифта, собрать такие деньги с подъезда будет проблематично, - предполагает главный инженер ЗАО «МКС-Новосибирск» Игорь Лапекин.
Лифт должен быть с частотником
В каких районах модернизировали больше лифтов?
Впрочем, в долевом участии жителей есть и определенный плюс. Вкладывая свои деньги, мы сможем влиять и на выбор лифта. В домах, где такая замена уже произошла, многие жалуются на сильный шум из машинного отделения и вибрацию. Особенно это ощущается на последних этажах.
- Новые отечественные лифты устанавливают, и жить на последнем этаже становится просто невозможно, - говорит Андрей Скомороха. - Постоянно стоит грохот! Я и сам, хоть и обслуживаю лифты, три года судился с поставщиками после замены лифта в моем подъезде. Но так ничего и не высудил. Как гремело, так и гремит. Суд разводит руками — по нормам проходим. Поэтому лучше устанавливать лифты с частотным регулированием. В этом случае напряжение на привод подается постепенно, и лифт стартует более мягко. Но это дополнительная опция. И заказчики от нее часто отказываются, стараясь сэкономить. Почему останавливаются лифты? По словам директора ЭТК «Лифтовик» Андрея Иванова, сегодня основная причина остановки лифтов — их неправильная эксплуатация.
Проблема старения — не единственная в лифтовом хозяйстве Новосибирска. В УК «МКС-Новосибирск», например, есть дома, где работают лифты с устаревшими станциями управления (типа «ПЛ» и «УПЛ» в домах 1993-1994 годов постройки), признанными опасными для эксплуатации.
- Отдел по надзору за подъемными сооружениями Ростехнадзора по СФО, ООО «Сибирская экспертная компания» и Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам настоятельно рекомендуют принять меры по их замене, - говорит главный инженер компании Игорь Лапекин. - Но собственники не готовы платить по 155 тыс. за замену станций. А муниципальных программ по их замене нет.
– Например, заносят вещи и держат двери. Новый лифт похлопает дверями несколько раз и останавливается, - рассказывает он. - Конечно, пройдет время, и лифт включится. Но человек уже застрял, кричит, у него уже паника. Часто детишки прыгают в лифте. В этот момент происходит увеличение скорости кабины, и срабатывает защита. Лифт резко останавливается, а людям кажется, будто он упал. Также новые лифты не рекомендуется раскачивать.
Нередкая причина остановки и в качестве электропитания. - Особенно к этому чувствительны новые лифты, - отмечает директор ООО «Союзлифтмонтаж» Андрей Скомороха. - У старого – просто реле переключается, и он едет дальше. А новому нужно перезагрузиться.
Из-за перенапряжения часто горят трансформаторы.
Грозит ли Новосибирску лифтовый кризис?
- В Западно-Сибирском управлении Ростехнадзора по НСО зарегистрировано 9,5 тысяч лифтов, установленных в жилом секторе. 1500 — отработали свой нормативный срок — рассказал врио руководителя управления Ростехнадзора Владимир Чухломин. - Специалисты управления приостановку эксплуатации лифтов в Новосибирске в этом году не осуществляли. Но по решению суда была остановлена эксплуатация 6 лифтов в р.п. Линево на 30 суток, на основании того, что эти лифты экслуатировались больше назначенного срока службы. В Новосибирске ежегодно нужно модернизировать 400-500 лифтов. В 2011-м было заменено только 66.
Кроме того, владельцы лифтов не всегда выполняют требования промышленной безопасности при их эксплуатации: не проводится периодическое освидетельствование, экспертное обследование лифтов, отработавших назначенный срок службы, не осуществляется производственный контроль.
Опять 25
Муниципальная программа по замене лифтов в Новосибирске работает с 2005 года. За это время в домах обновили уже почти 2000 лифтов. Предстоит еще столько же. Всего на эти цели город потратит больше 2,5 миллиарда рублей! Но через 25 лет лифты вновь предстоит менять... Сегодня жители, получившие новые лифты, не накапливают средства на будущий ремонт. И это им еще аукнется...
В разных городах по-разному решают проблему лифтов.
Так, в казахстанском Шимкенте в лифты установили монетоприемники. И выпустили в продажу специальные жетоны. Одна поездка в лифте там стоит около рубля. А киевские власти рассматривали возможность сдать лифты в аренду. По их мнению, коммерсанты смогли бы быстро отремонтировать подъемники, а затем окупить затраты сборами с жильцов. А что думаете вы? Справедливо ли требовать плату за лифт с жителей первых этажей? Есть ли необходимость замены лифта в вашем доме? Готовы ли вы доплатить за более комфортный лифт? Обсуждаем эти вопросы в комментариях... |
Расскажите друзьям в соцсетях: | Другие материалы по этой теме: | |
нажмите на кнопку социальной сети, где есть ваша страничка, следуйте подсказкам системы. Ссылка на материал появится на вашей странице. |
||
|
||
Нравится |
Категория: Цикл "Управдом" | Добавил: А1 (17-Окт-2011) | Автор материала: Артем Демченко | |
|
Просмотров: 9756 | Комментарии: 36 | Теги: подъемник, программа, ремонт, замена, лифт, новосибирск, муниципалитет, модернизация, софинансирование, девятиэтажка |