Цикл "Управдом"
Главная » Публикации » Цикл "Управдом" |
Как ТСЖ с казино боролось
Или что делать, если в доме появился«замечательный» сосед
Артем Демченко
Жителям многоэтажек часто приходится мириться с неприятным соседством. Люди, конечно, бывают со странностями, и хорошо, если эти странности не доставляют больших неудобств. Но часто в соседи по дому набиваются различные организации. Пивные магазины, аптеки, офисы, которые могут значительно изменить сложившийся мирный уклад. Можно ли как-то на это повлиять? Как оказывается, иногда можно.
![]() «Налог» на легкие деньги
Владельцам квартир дома № 45 на Красном проспекте в соседи досталось маленькое казино. Целый зал игровых автоматов оккупировал помещение на первом этаже здания еще в конце 2006-го. Являясь владельцами квадратных метров, коммерсанты подошли к делу по-хозяйски. У входа в клуб появилась гигантская вывеска в 10 метров шириной. Двери обрамили еще и неоновыми колоннами 3,5 на 5 метров каждая. Правда, согласия на такое «украшение» фасада никто из жителей не давал.
Появившееся в доме товарищество собственников жилья стало разбираться с надоевшим соседом, и казино решили ликвидировать хитрым способом. ТСЖ потребовало от владельцев помещения снять все вывески. Не будет манящих огней – станет меньше жаждущих легких денег. А если нет посетителей, то нет и никакой выгоды содержать заведение, рассудили жильцы. Или же, дорогие предприниматели, отчисляйте взносы. Тариф на размещение рекламных конструкций на стенах дома установили на общем собрании: 700 рублей с квадратного метра.
Закон в этом случае полностью на стороне большинства собственников жилья. Конструктивные элементы дома – это общее имущество, и распоряжаться им самовольно нельзя. Жилищный кодекс требует получить согласие общего собрания. Но заключать договор коммерсанты, привыкшие к легким деньгам, не захотели.
Один против всех
В Новосибирске для размещения рекламы на улицах и зданиях требуется еще и разрешение мэрии. Управление рекламы муниципалитета, узнав о том, что согласия жильцов на размещение баннеров нет, потребовало демонтировать вывески. Но этот весомый аргумент на ситуацию никак не повлиял. Фасад здания по-прежнему украшали гирлянды неоновых огней у входа в зал с игровыми автоматами.
Товариществу ничего не оставалось, как защищать права жильцов в суде. Суд подробно рассмотрел все обстоятельства этого спора. Например, хозяева игорного клуба заявили, что являются такими же собственниками жилья. А значит, имеют и право на общее имущество здания – его стены, кровлю и даже подъезды. И уж тем более никто не вправе запретить им разместить рекламу на той части стен, которые прилегают к их помещениям. И более того, собственники игорного заведения потребовали выделить их часть в общей собственности.
Правда, такая постановка вопроса расходится с трактовками законодательства. В частности, Жилищный кодекс признает общее имущество единым целым и делить его запрещает. А положения ГК РФ говорят о том, распоряжение таким имуществом осуществляется по согласию всех владельцев.
Пытались предприниматели доказать и то, что баннеры – это вовсе не реклама, а всего лишь вывеска. Указатели с наименованием юридического лица, информацией о сфере его деятельности и времени работы под Закон «О рекламе» не подпадают, а значит, получать разрешения на них не нужно. Но правила, действующие в нашем городе, гласят: размер таких табличек не может быть больше 2 квадратных метров. А конструкция у входа в казино была такой огромной, что по площади может сравниться с трехкомнатной «хрущевкой» – 54,5 кв. м!
Что такое общее имущество дома?Статья 36 Жилищного кодекса:1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. 2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. 4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Арбитражный суд Новосибирской области вынес решение демонтировать рекламу. Чуть позже вердикт подтвердили апелляционная и кассационные инстанции. Но добровольно гасить неоновые огни казино не желало. К делу пришлось подключаться судебным приставам, которым, кстати сказать, пришлось попотеть. Точнее, поискать месторасположение юридического лица и его директоров. Таким образом, разбирательство, начавшееся еще в 2009-м, к своей развязке дошло только в конце 2011-го.
Где деньги казино?
Многие считают, что у казино невозможно выиграть. Товарищество собственников жилья «Красный проспект, 45» этот стереотип разрушило. Во втором деле ТСЖ потребовало оплатить размещение рекламы на фасаде за весь период, пока шли суды. За два года счет накапал немаленький – больше миллиона рублей! И еще больше 100 тысяч – проценты за пользование чужими деньгами.
На этот раз ответчики уверяли, что вообще не имеют к вывеске никакого отношения. Будто бы еще в 2009-м они продали ее другой фирме. В доказательство были представлены договор купли-продажи рекламной конструкции, акт передачи, приходный кассовый ордер и даже кассовая книга! Удивлению судьи не было предела. Впрочем, этот ход тоже не сработал. Сделка была признана мнимой, или, иными словами, фиктивной. Ведь за два года, пока шло предыдущее разбирательство, никакая третья фирма даже не упоминалась!
Коммерсанты дошли даже до Высшего арбитражного суда, но и там получили отказ. Теперь они должны товариществу больше 1,2 млн. Правда, взыскать эти деньги тоже не просто. Приставы снова не могут найти счетов и денег владельцев теперь уже бывшего казино.
Мало прецедентов
Владельцы жилья, пусть и не без труда, но все-таки способны влиять на своих нежеланных соседей. Особенно если речь идет о коммерческих организациях. Экономическим путем, применяя законы, их можно лишить всякого желания присутствовать в доме или же заставить платить за создание дискомфорта. Жители многоэтажек жалуются на засилье пивных магазинов, есть недовольные аптеками, продуктовыми магазинами и другими организациями, превращающими квартиры на первых этажах в офисы.
С полными текстами решений судов по спору ТСЖ "Красный проспект, 45" можно ознакомиться в картотеке арбитражных дел:
иск о снятии рекламной конструкции; иск о взыскании денежных средств за размещение конструкции.
Во многих случаях применима зацепка за вывеску. Правда, пока подобные прецеденты в Новосибирске можно пересчитать по пальцам. Активисты без поддержки соседей зачастую остаются бессильны. Суды, например, требуют определенных финансовых ресурсов, да и личное время тоже стоит денег. Но россияне пока не приучены жертвовать средства на решение общих проблем. Так, может быть, нужно поощрять хотя бы по результату?
А в вашем доме есть проблемы с соседями? Создает ли вам дискомфорт соседство с офисами, магазинами и аптеками, разместившимися на нижних этажах? Обсуждаем материал в комментариях...
|
Расскажите друзьям в соцсетях: | Другие материалы по этой теме: | |
нажмите на кнопку социальной сети, где есть ваша страничка, следуйте подсказкам системы. Ссылка на материал появится на вашей странице. |
||
|
||
Нравится |
Комментарии (Всего: 0) | |
Категория: Цикл "Управдом" | Добавил: А1 (09-Июл-2013) | Автор материала: Артем Демченко | |
|
Просмотров: 1518 | Теги: многоквартирный дом, размещение рекламы, реклама, общее имущество |